Сайт учителя начальных классов Козаченко Оксаны Сергеевны

Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Любящим родителям [15]
..
Мудрые мысли [2]
..
Праздники, именины
Праздники сегодня
Наша кнопочка
...
Слушаем радио
Живой календарь
Калькулятор
Главная » Статьи » Для любящих родителей » Любящим родителям

Техника чтения в начальных классах
Все мы помним те дни, когда в начальной школе учитель, или даже завуч, с секундомером в руках проверяла у нас технику чтения. И мы старались прочитать как можно больше слов, думая, что это единственное, что от нас требуется. Но всё не так просто. Давайте разберёмся.

Что же понимают под техникой чтения?

Чтение - это сложный психофизиологический процесс, в котором можно выделить две стороны:

  • смысловую - то есть понимание, осознание содержания и смысла читаемого текста;
  • техническую (подчинённую смысловой, обслуживающей её) - то есть скорость (темп), правильность и выразительность чтения.
Осмысленность чтения предполагает понимание читающим:
  • значений большей части слов, употреблённых в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;
  • содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
  • содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (то есть не только о чём говорится, но и что этим сказано);
  • основного смысла всего содержания текста, то есть осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.
Скорость (темп) чтения - характеризуется количеством слов, произносимых в минуту.
Скорость чтения зависит от способа чтения: плавное слоговое, плавное слоговое с прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов. Для повышения скорости чтения необходимо побуждать ребёнка к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и группами слов, то есть к самому продуктивному способу чтения.

Правильность чтения выражается в том, что читающий избегает ошибок, или, напротив, допускает:
  • замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов;
  • ошибки в постановке ударения в словах читаемого текста.
Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, 
  • использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические при чтении стихотворений);
  • делать логическое и психологическое ударение;
  • находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинания;
  • читать достаточно громко и внятно.
При итоговой проверке техники чтения учитывается и смысловая, и техническая сторона чтения.

Нормативы по проверке техники чтения

Скорость чтения

Оценка
Учебная четверть
I четверть
II четверть
III четверть
IVчетверть
1 класс
"5"

больше 20 слов
больше 35 слов
больше 40 слов
"4"

16-20 слов
26-35 слов
31-40 слов
"3"

10-15 слов
20-25 слов
25-30 слов
"2"

меньше 10 слов
меньше 20 слов
меньше 25 слов
2 класс
"5"
больше 45 слов
больше 55 слов
больше 65 слов
больше 70 слов
"4"
35-45 слов
40-55 слов
50-65 слов
55-70 слов
"3"
25-34 слов
25-39 слов
35-49 слов
40-54 слов
"2"
меньше 25 слов
меньше 25 слов
меньше 35 слов
меньше 40 слов
3 класс
"5"
больше 70 слов
больше 75 слов
больше 85 слов
больше 90 слов
"4"
55-70 слов
60-75 слов
70-85 слов
75-90 слов
"3"
40-54 слов
45-59 слов
55-69 слов
60-74 слов
"2"
меньше 40 слов
меньше 45 слов
меньше 55 слов
меньше 60 слов
4 класс
"5"
больше 90 слов
больше 100 слов
больше 110 слов
больше 120 слов
"4"
75-90 слов
85-100 слов
95-110 слов
105-120 слов
"3"
65-74 слов
70-84 слов
80-94 слов
90-104 слов
"2"
меньше 65 слов
меньше 70 слов
меньше 80 слов
меньше 90 слов

Правильность чтения

"5" - чтение без ошибок
"4" - 1-2 ошибки
"3" - 3-5 ошибок
"2" - 6 и больше ошибок

Чтение - это основа учения

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки чтения - это основа учения.
Конечно, важно, чтобы все дети к концу 4 класса овладели необходимой скоростью чтения. Это залог дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе.

В. Н. Зайцев считал, что оптимальная скорость чтения - это чтение со скоростью разговорной речи, то есть в темпе 120-150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека. Скорость чтения, по мнению Зайцева, является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой пример: в 6-7 классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно 8 страниц учебника (все предметы), или около 6500 слов. При скорости чтения 100-120 слов на чтение учебников будет уходить примерно 65-55 минут. Для усвоения материала многим ученикам необходимо прочитать его 2-3 раза,то уже составит от двух до трёх часов. Ещё прибавить время, необходимое на выполнение письменных заданий. Даже если ученик справиться с письменными заданиями за 1 час, то ежедневная домашняя работа будет занимать 3-4 часа. Если добавить к этому 6-7 часов, в течение которых ученик был в школе, то получится, что рабочий день среднего школьника равен, в лучшем случае, 9, а то и 11 часам.

В процессе увеличения учебной нагрузки ребёнок с низкой скоростью чтения начинает испытывать всё больше трудностей в освоении нового материала, идёт отставание по всем предметам. Пока он будет читать условие задачи, ученик, читающий быстро, уже решит и запишет её в тетрадь.

Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока он не научится элементарному - читать. Исходя из такого несложного подсчёта, трудно переоценить значение оптимального чтения.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения ребёнок имел скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но при этом читал осознанно, правильно, выразительно.

Как же двигаться к этому?

Советы родителям

Продолжайте читать ребёнку его любимые книжки и потихоньку, без принуждения вовлекайте его в процесс чтения. Например, почитав, остановитесь на каком-нибудь интересном месте, сошлитесь на то, что устали, попросите прочесть следующий абзац. Помогите через вопросы усвоить, о чём и о ком в нём говорится, какие слова повторяются, какое слово не понятно. Обязательно похвалите! Помните, что важно не длительность, а частота тренировок. Лучшая домашняя тренировка на домашнем этапе - тремя порциями по 10-15 минут.

Сделайте чтение для ребёнка необходимым в жизни навыком.
 Оставляйте ему короткие записки, пишите письма, составляйте различные списки: продуктов, которые надо купить; вещей, которые надо взять; книг, которые надо прочитать.

Используйте приём параллельного чтения: взрослый читает текст вслух, а ребёнок вслед за ним - про себя, водя пальчиком по строчкам. Таким образом, устраняется ситуация проверки и оценки качества детского чтения.

Устраивайте для своей семьи различные игры в слова и буквы. Такая увлекательная тренировка поможет ребёнку легко ориентироваться в пространстве букв и слов, быстро прочитывать знакомые слова, пополнять багаж слов, в конечном итоге улучшить технику чтения.

При работе с текстом любого содержания используйте метод контрольных вопросов. Пусть и ребёнок, и взрослый, прочтя текст, придумают несколько вопросов по нему и подготовят ответы на них. Затем они обмениваются вопросами и контролируют ответы на них. В случае необходимости задавший вопрос может дополнить отвечающего или помочь ему.

Метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребёнком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут.

Чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Недаром ещё 200 лет назад говорилось: "Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий".

В каком случае надо обращаться к логопеду

Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он:
  • плохо различает и воспроизводит звуки;
  • с трудом учит стихи;
  • путается в порядке следования времён года и дней недели;
  • не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном - три;
  • не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длиннымти и короткими интервалами;
  • плохо ориентируется в понятиях "право-лево";
  • никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;
  • затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.
К группе риска детей, предрасположенных к дислексии (избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения и письма при сохранении общей способности к обучению), относятся также:
  • леворукие дети, скрытые левши и так называемые амбидекстры (одинаково владеющие как правой, так и левой рукой);
  • кинестетики (воспринимающие большую часть информации через обоняние, осязание и с помощью движений);
  • дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму) ;
  • дети с задержкой развития устной речи.
Итог

Помните, что только общими усилиями школы и родителей, можно достичь желаемых результатов. Успехов Вам в освоении навыков оптимального чтения!


Источник: http://musafirova.ucoz.ru/publ/virtualnoe_sobranie/vstrecha_s_uchitelem/tekhnika_chtenija_v_nachalnykh_klassakh/22-1-0-3
Категория: Любящим родителям | Добавил: Ксения (16.03.2013)
Просмотров: 1963 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 1
1 Маргарита Мусафирова  
Здравствуйте, Оксана Сергеевна. Очень рада, что материалы моего сайта Вам пригодились. Спасибо, что воспользовавшись материалом, Вы сделали ссылку на мой сайт. Только ссылка ведёт совсем на другую страницу, перепроверьте.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дата и время
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Мега-талант
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
МегаТалант
Афоризм дня
Прогноз погоды
Нас посетили
free counters
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz